Секреты, тайны всегда были, есть и будут, если мы говорим о детях. А как иначе ребенку стать уникальной личностью, если у него не будет чего-то своего, личного, сокрытого от посторонних глаз? Поэтому факт наличия секретов родителям следует принять как данность, — считает известный специалист по НЛП, кандидат психологических наук Марианна Абравитова.
На количество секретной информации, которая есть у каждого ребенка, вне зависимости от возраста и пола, влияет один фактор – отношения с родителями. Чем более доверительными и дружескими они являются, тем меньше скрывается и больше рассказывается ребенком дома. Можно провести простую аналогию, если ваши глаза с ребенком находятся на одном уровне – вы друзья. Если ребенок смотрит на вас снизу вверх, а вы на него сверху вниз, то на этом уровне общения стопроцентного доверия не будет никогда, следовательно, количество секретов будет расти с геометрической прогрессией. И неважно, сколько вашему ребенку при этом лет пять или пятнадцать.
В идеале отношения с ребенком должны строиться параллельно на двух разных уровнях: родитель-ребенок, друзья. Именно сочетание этих уровней позволяет действительно узнать своего ребенка: понимать, чем он дышит, что он хочет, о чем он думает. Вы никогда не узнаете своего ребенка до конца, находясь с ним в родительских отношениях, поскольку цель этих отношений – воспитание. А душу человеку любого возраста проще открыть перед другом.
Главный секрет от родителей – игра (возраст 2-4 года)
Такие понятие как «секретик» существует с того самого возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как личность. У всех это происходит в разное время. Кто-то себя может вспомнить с годовалого возраста, а кто-то с пятилетнего. Воспоминания о себе маленьком – это такой тест на сознательное восприятие себя. Сначала у малыша появляются секреты субъективного характера. Чаще всего это проявляется в момент игры: например, ребенок играет во что-то, он целиком и полностью поглощен игрой. Для него игра – это некое поле, в рамках которого возникает его собственный мир. Поэтому ребенок не хочет, чтобы туда проникал кто-то посторонний, даже его родители. Ведь там, в его мире разговаривают его игрушки, там у него своя жизнь. Если в момент игры вы подойдете к ребенку с позиции взрослого и спросите: «Ну, и чем ты там занимаешься?». Ребенок тут же закроется от вас. Чем чаще вы будете демонстративно влезать в его мир со своими вопросами, тем тише он станет играть, и тем больше у него появится «секретиков». В такие моменты лучше всего вспомнить себя и то, как вам не хотелось, чтобы в ваш мир влезали взрослые. Поэтому самое правильное – это проявить деликатность и просто наблюдать за ребенком издали. Маленькому ребенку также как и любому взрослому необходимо уважение к его личности, его делам и его миру.
К играм ребенка с 2 до 4 лет вообще нужно относиться с уважением – именно эти игры становятся основой возникновения зрелой личности. В этих играх проигрываются различные, иногда даже взрослые сценарии – маленький ребенок в такой форме включается в жизнь, ведь для того, чтобы такая игра возникла, он должен подсмотреть детали в реальности. Поэтому для маленьких детей игра – это и есть секрет от родителей.
Сознательно умалчивание (возраст 4-7 лет)
Еще один момент, характерный для детского возраста – это недоговаривание, обхождение какой-то темы, умалчивание. В этом возрасте ребенок уже понимает, что существуют какие-то поступки, которые заочно не будут одобрены родителями. За них обязательно поругают, высмеют, он может быть не услышан, не понят, от него могут даже отмахнуться. В итоге ребенком создается такая психологическая ниша, в рамках которой он и действует, не посвящая родителей в свои дела. «Схема по умолчанию» срабатывает, когда ребенок продолжает дружить с детьми, с которыми нельзя, играет в игры, которые плохие, и уходит гулять туда, куда запрещено.
Конечно, для того, чтобы ребенок начал что-то скрывать должен произойти некий инцидент: например, разговор с родителями, где он получил обратную связь, и понял, что при родителях этого лучше не озвучивать, чтобы не получить зачастую неоправданную негативную реакцию. Чем больше он получает негативной обратной связи, тем чаще происходит недоговаривание и замалчивание каких-то вещей, в конечном итоге, ребенок привыкает постоянно что-то скрывать, и у него появляется своя жизнь. Что делать? Воспринимать то, что вам говорит ребенок, правильно: если вы хотите знать, чем живет ваш ребенок, слушайте его внимательно, уделяйте ему время и проявляйте чуть больше такта и чуть меньше тревожности.
Личные отношения (возраст 7-14 лет)
В школьном возрасте появляются совершенно иные темы для секретов. Происходит становление личности: дети начинают чувствовать себя взрослыми, между собой они общаются как взрослые. Другими словами, в их отношениях между собой, в школе и на улице, появляется «сфера взрослости», которая трудно сочетается с тем, что дома их воспринимают все еще детьми, которых продолжают воспитывать и заставляют жить по каким-то правилам. В этом возрасте происходит постепенное отстранение от родителей – появляется вакуумная прослойка в отношениях. Поэтому количество тайн неуклонно растет. Чаще всего они касаются межличностных отношений и первой влюбленности. Иметь тайны от родителей в школьном возрасте нормально, но тайна тайне рознь. Именно этот возраст, по статистике, является самым сложным в психологическом плане: ребенок, у которого отсутствуют доверительные отношения с родителями, может скрывать достаточно серьезные вещи, начиная с проблем в отношениях со сверстниками, заканчивая участием в различных тайных сообществах в социальных сетях, которые, как мы знаем, подвергают жизнь детей опасности. Поэтому наша задача: если ребенок ведет себя подозрительно в своей скрытности, мы должны, проявляя такт, а иногда и детективные способности, докопаться до истины.
Мой совет: не бояться привлекать детских психологов, даже если вы считаете, что это всего лишь «тень легла» на вашего ребенка. Смело подключайте специалиста, даже если умом вы понимаете, что все нормально, а сердце чувствует какой-то подвох. Детский психолог сможет разобраться и вывести ребенка из тупика, если вы не справляетесь. Старайтесь внимательно относиться к своему ребенку, прислушивайтесь к интуиции и вовремя принимайте меры.
Время масок (14-18 лет)
Подростковый возраст особенный – это время масок, характеризующееся умением прятать свои истинные чувства и скрывать эмоциональное состояние. Ребенок ощущает себя абсолютно взрослым человеком. И общаться с ним нужно как со взрослым: только воспринимая его наравне с собой, у вас получится наладить с ним контакт. С подростком нужно быть на одной волне. Если вы не только родитель, но и друг, то вам будет проще.
Потому что в подростковом возрасте количество тайн достигает своей максимальной отметки. Скрывается все – мысли, эмоции, переживания. Цель ребенка – закрыться маской и никому ничего не показать. Он ощущает свою взрослость и ответственность за свою жизнь. Для того, чтобы знать хотя бы часть этой тайной жизни родителям необходимо понять, что ребенок вырос и с ним можно договориться. Ребенку в этом возрасте необходимо дать возможность отвечать за что-то целиком и полностью, т.е. доверить ему определенную сферу жизни, например, процесс обучения, подработку, дело. Так в нем начнет расти уверенность в своих силах, и он будет не только чувствовать себя взрослым, но и понимать, что таковым его воспринимают окружающие люди.
Резюмируя все выше сказанное, можно выделить основные этапы в общении с ребенком: тайны есть, их не может не быть, потому что ребенок является индивидуумом, отдельной личностью. Поэтому родителям остается только одно – проявлять деликатность и уважение к своему ребенку любого возраста, стараться, чтобы отношения были комфортными и строились на принципе «глаза в глаза», т.е. на дружбе.
Источник: http://womansstyle.ru/site/uznat-pravdu-o-chem-deti-ne-govoryat-roditelyam-398